Структурно-семантическое поле концепта"тоска"

для -адреса За дополнительной информацией обращайтесь по адресу .

Архив научных статей

Красноярова Наталья Георгиевна, кандидат философских наук, доцент Омск - Содержание Введение…………………………………………………………………………… Категории смысловой сферы культуры: В последнее время он начинает активно использоваться и в философии, так как он позволяет по-новому проанализировать некоторые аспекты культуры как воплощения смыслов. Изучение культурных концептов связано с рефлексией по поводу национальной и культурной идентичности, установлением всеобщего и особенного в разных типах культуры.

Неотъемлемой составляющей концепта Тоска в поэтическом мире И. Анненского является его взаимодействие с концептами Страх, Смерть и Время.

Тоска и тревога, или Как облегчить боль сердца Сказать, что все в вашей жизни плохо, нельзя. Ведь есть дом, семья, работа, друзья-подруги. Только периодами тоска и тревога не покидают вас ни на час. Камнем лежат на душе. Что-то пошло не так, и неутихающей глухой болью вихрится во чреве тревога. Желание избавиться от тоски толкает на какие-то не очень разумные поступки вроде переедания по ночам, явно лишнего алкоголя, взрывов истерики и агрессии.

Как итог — плотное заполнение предчувствием беды собственных дней и ночей.

Материал и результаты исследования могут использоваться в вузовской практике, в частности при разработке курсов и спецкурсов по стилистике художественного текста и филологическому анализу текста, лингвоконцептологии, лингвокультурологии, лексической семантике, а также при написании курсовых и дипломных работ студентами-филологами по соответствующей тематике.

Результаты исследования отражены в 7 публикациях, 3 из которых — в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных положений докторских и кандидатских диссертаций. Диссертация, общим объемом страниц, состоит из Введения, двух глав, Заключения, библиографического списка, включающего наименование.

В первой главе изложены основные теоретические положения исследования, освещены результаты исследования концептов Тоска и Радость в русской картине мира.

Лексема страх, презентирующая концепт в языке, принадлежит к области которая включает разнообразную гамму чувств: от тревоги и тоски до.

Уфе Башкортостан с 24 по 27 мая года. Структура съезда будет вклю Стефанский В статье рассматриваются методы изучения концептов, обозначающих человеческие эмоции в славянских лингвокультурах. Автор предпринимает попытку показать, как в рамках антропоцентрической научной парадигмы, складывающейся в современном языкознании, весьма продуктивно могут использоваться сравнительно-исторический и системно-структурный подходы.

Рассматривая такие концепты, как чешск. На рубеже двух тысячелетий в языкознании происходит смена научных парадигм. Если век был веком сравнительно-исторического языкознания, а в ХХ господствовал системно-структурный метод, то в складывается антропоцентрическая парадигма. В центре внимания языковедов оказывается человек как носитель языка, являющийся представителем той или иной культуры. В рамках этой научной парадигмы сформировались два научных направления: Из концептов той или иной культуры, словно из мозаики, складывается концептосфера определенного языка, рисующая национальную картину мира.

Термины концепт и понятие в настоящее время получили четкую дифференциацию. Понятие — это совокупность существенных признаков объекта, отличающих его от сходных объектов. Концепт же — это понятие, погруженное в культуру, концепт всегда национально специфичен даже в том случае, если слова, в которых он вербализовался, оказываются эквивалентами друг друга в переводных словарях.

Культурные сценарии реализации эмоциональных концептов в художественном дискурсе

Сорокина — антропофилический подход к изучению сущности человека является одним из важнейших направлений развития современной филологической науки см.: Морковкин, ; Карасик, ; Арутюнова, ; Сорокин, ; Карасик, Формирование антропоцентрически ориентированной лингвистики можно квалифицировать как своеобразную реакцию ученых на исчерпавший свой объяснительный потенциал в середине века структурализм, рассматривающий язык вне человека, а человека — вне языка.

В МЕТАФОРИЧЕСКОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ КОНЦЕПТА «СТРАХ» Зиял, иссякнув, страшный кладезь / Тоски отверстой, / Качались, ляская и гладясь.

В дальнейшем мы будем рассматривать контекст, в котором используются русские языковые средства, объективирующие концепт ТОСКА, чтобы выявить, какая его характеристика актуализируется, а затем способ его передачи на английский язык. Сперва не думала, а теперь хворать начала, тоска пристала. В данном примере героиня обеспокоена определенной проблемой и постоянно думает только о ней.

Но когда мальчик через две недели помер от молочницы, то сам его уложил в гробик, с глубокою тоской смотрел на него, и когда засыпали неглубокую маленькую его могилку, стал на колени и поклонился могилке в землю. Герой глубоко опечален смертью мальчика, его переживания усилены присутствием на похоронах. Не в тоске была странность, а в том, что Иван Федорович никак не мог определить, в чем тоска состояла.

Герой находится в угнетенном, подавленном состоянии, причина которого неизвестна ему самому. Героя мучила определенная проблема, которая причиняла ему страдания.

«МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ СТРАХ И ТОСКА В НЕМЕЦКОЙ И РУССКОЙ КУЛЬТУРАХ ...»

Синонимический ряд слова страх в русскоязычной лексикографии. Синонимический ряд слова в англоязычной лексикографии. Невербальные маркеры страха и их вербализация в художественной коммуникации: Выводы по Главе . Введение диссертации год, автореферат по филологии, Зайкина, Светлана Владимировна В лингвистическом мире все больше внимания уделяется изучению проблем эмотиологии взаимосвязи языка и эмоций.

Начиная с этого времени и до сегодняшнего дня, накопилось большое количество исследований, связанных с отражением эмоций в языке, с эмоциональными характеристиками слова и текста, эмотивными смыслами и эмоциональными доминантами текста, эмоциональными концептами и метафорами:

а «концепт HARMONY», не «концепт СТРАХ» [Борисов ], а термином « кон- .. бицкая ], русских – душа, тоска, судьба, авось [Вежбицкая ].

Выбор модели поведения при переживании опасности реальной или воображаемой, отражается в связи страха с растерянностью, беспомощностью 4 в английском и 7 в русском примеров и характеризует субъекта в ситуации. Переживание страха, имеющего социальный характер страх публичного непризнания, несостоятельности, несоответствия принятым нормам и т. Таким образом, чувство стыда выступает в качестве рефлексии пережитой эмоции; подобный анализ произошедшего невозможен в случае приступа сильного страха или, ужаса.

По данным нашей выборки описание данной связи релевантно для языков сопоставляемых лингвокультур, но более актульно для английской, что может свидетельствовать о большей значимости социального типа страха, по сравнению с русской лингвокультурой: С моментом осознания своего эмоционального состояния соотносится связь страх - ненависть 6 и 9 в английском и соответственно в русском языках. Осознание беспричинности или неуместности своего страха, публичное его проявление может вызывать не только стыд, но и ненависть, направленную на себя, а также на то, что послужило причиной возникновения эмоции.

Если рассматривать страх как средство манипулирования, то каузатор запугивания испытывает ненависть по отношению к отправителю, инициатору первоначальной эмоции. В указанном произведении описана жизнь людей при тоталитарном режиме, когда ведется постоянное наблюдение за каждым движением человека, где улицы переполнены соглядатаями и доносчиками, дети готовы предать 44 своих родителей ради того, чтобы выслужиться перед правящей властью.

Вся жизнь в таком обществе - постоянный страх:

На тему: «Концепт «тоска» в художественной концептосфере И.А.Бунина»

То, каким образом структурировано это содержание, какова природа этого содержания, в немалой степени определяет как функционирование самого концепта, так и его место в языковой картине мира. А концепт, по мнению, В. Виноградова, как ему и подобает, реализуется как через прямые, так и косвенные номинации, может быть выражен не только словом, словосочетанием, но и целым текстом.

составляющих концептов эмоций страх, страдание, радость в русском языко- . ванием вообще», «тоска, страх, тревога», боязнь греха, страх перед.

Анненского, определяются новизна исследования, его теоретическая и практическая значимость, излагаются основные положения, выносимые на защиту. В 1 и 2-м параграфах анализируются основные работы, связанные с изучением языковой личности, языковой картины мира, эмоциональной языковой картины мира, художественной картины мира, поэтической речи, художественного концепта, эмоциональной сферы личности, которая играет одну из ведущих ролей не только в обыденной коммуникативной деятельности, но и в художественном творчестве, так как эмоционально-ценностные ориентиры определяют его аксиологическое содержание и авторскую индивидуальность.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы в области поэтики художественного текста В. Тарасова , лингвистики эмоций В. Начатое в е гг. Аскольдовым изучение концептов в настоящее время продолжает интенсивно разрабатываться в теориях о концепте и картине мира как на узуальном, так и индивидуально-авторском уровнях. В результате психической деятельности человека складывается индивидуальный опыт личности, который находит отражение в языковых реализациях не только на уровне системных лексика, фразеология и др.

Последнее особенно важно при изучении художественной картины мира. Художественный концепт, вербализованный в тексте, имеет свою специфику, которая проявляется и в образных средствах его репрезентации, особой роли ассоциативного, символического и образного слоев в его структуре, в общей ориентации на эстетический смысл и эмоционально-экспрессивное воздействие на читателя. При исследовании текстовых категорий особое значение приобретают эмоционально-смысловые доминанты как отражающие индивидуально-авторское мировидение, играющие одну из главных ролей в формировании индивидуальной концептосферы.

Воплощенные в поэтических текстах эмоциональные концепты особенно важны для понимания не только художественного мира, но и автора как языковой личности, отраженной в тексте.

Смысловая структура концепта и его общая характеристика

Страх — это зов бесконечности, обращенный к конечному человеку. Он освобождает от иллюзий и тем самым является возможностью свободы. Благодаря страху, человек получает возможность сделать свободный выбор в пользу Бога. Тиллиха, в различные исторические эпохи страх приобретает различные характеристики: Чеснокова"Метафизический страх и тоска в немецкой и русской культурах" Омск: Какой-то своей мысли автора не увидел, но как проработка существующей литературы - хорошо.

ной значимости концепта «собака» в русской языковой картине мира. Ключевые слова: первоначально был сторонником точки зрения, что « главную предметную .. Состояния, испытываемые животным (собакой) – страх, аг-.

Очень сложно найти точную дефиницию этого чувства. Страх имеет множество обличий. То, чем страх является для этноса, лучше всего нам может поведать сам язык. Как показывает Марио Вандрушка, немецкое слово страх-тоска является заимствованным. Предположительно, как отмечает Н. Этому душевно-телесному состоянию страх обязан своим названием. Это немецкое дрожь , , латинское пугать , страх , дрожать, бояться , французское бояться , испанское испугаться , русское трепет.

КОНЦЕПТ ТОСКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО И ЕГО ОБЪЕКТИВАЦИЯ СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

На периферии остаются предикаты кручиниться, журиться, тужить, хандрить, досадовать, сетовать, сокрушаться, скорбеть, убиваться, вздыхать, горюниться, печаловаться, огорчаться, вздыхать, воздыхать, мучиться — многие из них устарели или имеют другие стилистические пометы см. Кто-либо испытывает тревогу, беспокойство, душевные страдания. Господь, кажется, всем меня благословил:

Ядро и ближняя периферия художественного концепта СТРАХ . Изучение феномена страха с точки зрения лингвистики может дать.

Модели эмоций выстраиваются исследователями на основании анализа языковых средств метафорических и метонимических выражений , имеющихся в языке для описания соответствующих эмоций см.: Страх является одним из базовых культурных концептов, обладающих значимостью как для отдельной личности, так и для конкретного лингвокультурного сообщества.

Объектом лингвистических исследований являлась специфика концепта страх в сопоставлении русской и французской [4, 7], русской и немецкой [9], русской и английской [5] лингвокультур. Проведенные исследования во многом позволили определить национальное своеобразие данного концепта. Тем не менее, необходимо рассмотреть процесс формирования структуры концепта, описать его в диахронии.

В настоящем исследовании описывается специфика концепта страх в древнерусский период. В древнерусском языке существовало разнообразие моделей с семантикой страха: Я боюсь; 2 наречно-предикативная модель:

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТЮД: УСТАНОВКА НА «ПРОЖИВАНИЕ» ЛИНГВОКУЛЬТУРНОГО КОНЦЕПТА.

С помощью контекстуального анализа ключевой лексемы-номината концепта Тоска мы выявили следующие его понятийные признаки: Актуализация определенного признака зависит от того, в каком АСБ происходит их активизация. Концепт Тоска вербализуется в четырех АСБ:

(А. С. Пушкин. Зимняя дорога) Тоска возникает от чувства одиночества, На русский язык оно было переведено как «Понятие страха» [Кьеркегор.

В настоящее время в гуманитарных науках в связи с повышенным интересом к роли культурной личности все большее внимание уделяется анализу концептов — слов, несущих в себе потенциальный заряд огромного опыта предшествующих поколений, культуры и менталитета всего народа. Степанов определяет концепт как микромодель культуры. Следовательно, концепты — это одновременно элементы культуры и ключи к ее пониманию. Благодаря их анализу мы познаем культуру народа. Совокупность концептов составляет национальную концептосферу.

Важной проблемой исследования менталитета народа и его национальной картины мира является установление существующих в его концептосфере ключевых культурных концептов. Эта проблема носит интердисциплинарный характер, так как она включает в себя аспекты философии культуры, культурной антропологии, лингвистики и этнопсихологии.

Fear The Concept - Judge and Jury (Official Music Video)

Жизнь вне страха не только возможна, а абсолютно достижима! Узнай как можно стать бесстрашным, нажми здесь!